автор: Маленков С.К.

из книги ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО

Сборник полезных предложений проектов гражданина СССР-РФ Маленкова С.К.

из воспоминаний с детства до пенсии

Рассказик 3, V-1.3     обновл. 27-01-2005

 

Мои Подземные Коридоры

оглавление

1. Почемучка пишет задачник для взрослых

2. Дороги ведут… в тоннель.

2.1. Дело – труба!

2.2. Сервис – по росту!

2.3. Непрерывность познания

2.4. Между заборами

2.5. Не тормози!

2.6. Тротуар без асфальта и грязи

2.7. Новый транспорт Новой и старой Москвы

2.8. Не надоел вам мусор?

2.9. Подземные желудки и лёгкие города

2.10. Место вечной прописки

3. Многофункциональный тоннель

3.1. Дорожные капканы

3.2. Что можно видеть под землёй?

3.3. Порт пяти морей с новыми пляжами и кораблями

3.4. Не просто – работать фонтаном!

4. Воспоминание о будущем

Выделенные разделы оглавления находятся на данной странице.

2.3. Непрерывность познания

Дивясь фонтану моих предложений, отец часто говорил, что мне надо учиться. Но где и как? В "ДетСадиках" ничему особо не учили. Особенно – с моими запросами. "Кружки" в ДК принимали детей только школьного возраста, и то не с первых классов. А в школы принимали с 7 лет…

Да кто же взрослым сказал, что детям до 7 лет нужны только песочницы и мячики?

Если у ребёнка нет вопросов, если он растёт, как червяк, ест, какает, гуляет, - тревогу бить родителям надо! Нельзя тормозить интерес к познанию жизни!

Забегая вперёд, скажу, что кружки в школах мог вести кто-то из рабочих-шефов, но чаще опять для старших, с походами в музеи, на производство и на природу. Такое счастье мне выпало потом лишь пару раз аж в 4-м классе. В Ясную Поляну (усадьбу Льва Толстого) и в Тулу свозили, там походили.

Правила взрослых навевали на меня тоскливую безнадёжность…

Играть в мяч, прыгалки, "салочки" и "прятки"? Сколько?

Гулять по двору с десятком деревьев и полсотней сараев, забитых хламом и скотиной?

Заставьте взрослого на сотне квадратных метров двора провести несколько лет. И эту "свободу" он сравнит с тюрьмой. Я не знал, что такое – тюрьма, но по подобным рассказам понимал. Похоже. Вот почему дети часто плачут.

Шести первых лет хватит и для развития гения, и для доведения до безнадёжного отупения и безразличия. Большинство взрослых настойчиво растят себе "притупленных" наследников. Да, в детстве я ничего не знал о талантах и их детстве, я жил "как все" и был похож на них, но я тяжело переживал принуждение к заторможенному поведению, к ограничению интересов и познаний.

Учебников и энциклопедий для саморазвития в раннем возрасте тогда не было. Первую энциклопедию, подаренную школой "за хорошую учёбу", я храню до сих пор. Учителя знали, что именно к ним я стремлюсь, а не к более бедным знаниями учебникам. Но тогдашние энциклопедии тоже не соответствовали моей потребности выведения на все ответы и науки. А ныне хоть и забиты полки "детской" литературой, найдёте ли вы в них "энциклопедию про всё" для "почемучек"?[1]

Нет, не коротко галопом обо всём, а ступенчато усложняемое описание всех видов техники и отраслей знаний – соответственно возрасту и способностям?

Я толкую учёным и администратором о создании таких энциклопедий – с 60-х годов. Толкал к этому МинВУЗ и МинКультуры, СовМин и Академии – в 70-80-е… Писал на бланках Моссовета в 90-е…

Да откуда же глухота-то такая?…

Вы уверены, что если найдёте детскую книгу, - она даст возможность одинаково насытить любопытство и ленивому, и очень любопытному?[2] Нет таких пока. Образование - только до меры, придуманной взрослыми. Участие, помощь, контроль взрослых – нужны. Но ни в одной профессии пока не дают высших достижений отрасли, не ставят коэффициент отставания знаний и навыков – от новейших достижений.

А ведь ныне уже и неоправданным будет создавать бумажные энциклопедии по моей схеме. Они будут дОроги и сильно отставать во времени. Они могут быть только Энциклопедией истории развития наук и техники. А оперативно такие энциклопедии должны издаваться на CD и DVD, в научно-библиотечных интернет-базах. Они должны мгновенно отражать новые открытия и изобретения, новые характеристики техники, заимствованные связи и т.п., мгновенно уточнять справочники, делать страницы уточнений по периодам времени.

О колесах, как и о стакане, например, можно рассказать с разной степенью подробностей и сложностей. Но в детской и в школьной библиотеке всё ограничено взрослыми, а во взрослые библиотеки "недоросля" не пустят. Даже прочесть всё про автобус, паровоз, да просто про утюг…[3]

Серия описаний разной сложности должна составлять "матрёшку" и "дерево" от простейшей аннотации до профессионального курса[4]. И ход учащегося по этому курсу не должен сдерживаться.

В технологиях современных электронных изданий это выглядело бы сериями гиперссылок на переходы к более усложняющимся текстам и иллюстрациям, дополнительно - на переходы к описаниям достижений разных лет[5]. Таким образом, на мой взгляд, самые последние достижения с самыми научными описаниями составляли бы вершину знаний (молодые побеги ветвей древа знаний).

А знания человека можно было бы (по моим предложениям) изобразить цепью гор: сочетанием широты их пространства ("подножия" гор)[6] и высоты отдельных областей познания[7], близость пика знаний индивида – к пику знаний по выбранной им профессии.

Можно нарисовать отметинами (кольцами среза ствола, ветками и шишками) на ветвях древа знаний. Перечень наук и стадий их изучения можно пронумеровать… Список кусочков знаний, изученных индивидом[8] – будет очень беден на фоне этого Перечня Знаний. И вовсе он не будет (не должен быть) равным даже при одновременном получении аттестатов.

Ну, тут надо смотреть мои статьи по Образованию.

Почти 50 лет я пропагандирую этот подход к наукам.

И похож я, наверное, на когда-то нелепого Циолковского К.Э., рассказывавшего школярам Калуги (во времена монархической России) о возможности полётов к Луне и звёздам. Ему повезло: он застал прижизненное признание и подготовку к полётам развитием экспериментальной техники. Этому помогла весьма кроваво прошедшая революция. Увижу ли я внедрение своих идей? Ведь среди них – и моя идея прогресса без конфликтов и революций.

2.4. Между заборами

В детстве государство я представлял в виде двух заборов. Один огораживал мелководный "лягушатник" на берегу реки, чтоб не зайти глубже. Второй огораживал лужайку, чтоб не взойти на холм, с которого всё далеко видно.

Когда мы уходили семьёй на речку, то шли на вечно тёплый "цирканал", отводивший тёплую воду с химкомбината в водохранилище. К нему – несколько кварталов спуститься от дома. А к водохранилищу можно было перебраться через него, а то - "махнуть за мост" на автобусе или электричке, к "настоящей" воде. Отец всегда сажал меня на плечи, отплывал на глубину и подныривал. Я поневоле оставался на поверхности один. Потом плыл рядом со мной к берегу, слегка страхуя снизу ладошкой. Ни глубина, ни расстояния при этих уроках не вызывали страха. Надо было научиться и это делать по-взрослому, как папа.

-            Учиться плавать, как и жить, надо по-настоящему, - говорил он. В тазике плавать не научишься. Жизнь из окошка не познаешь.

Как не старались родители меня уберечь и предостеречь, они невольно звали меня личным примером с полянки – за "забор", в "горы" и "долины" знаний. Этому помогало и почти ежедневное чтение отцом вслух романтических книг. С ними получал я широчайший круг информации. И на сказки меня уже не тянуло.

2.5. Не тормози!

В сентябре 1958 года, т.е. в неполные 7 лет, я был принят в школу, в которой не знали, как строить дороги и тоннели, грозя этому обучать в каком-нибудь техникуме только после 8 лет учёбы у них в школе. Где не будет даже "холмика" знаний во многих интересующих меня направлениях.

Будет ли интересно в школе и что придётся изучить, я представлял смутно. На список моих вопросов и проблем не отвечали ни математика, ни  география, ни другие предметы. Утверждение, что "обучат всему необходимому" – не выдерживало критики, вызывало недоверие своей начальной лживостью. Но невозможность получить своевременно ответы на интересующее и в день интереса (или недолго от него) – вызывало невесёлые ожидания.

Взрослые не понимали, что обещать 7-летнему дать необходимые мне объяснения только через 8-10 лет – это катастрофа. Это больше уже прожитой жизни. Это – почти никогда. Это лишение смысла на ближайшие 10 лет. Это – что-то вроде выращивание из аиста – хоккеиста. Хотя в Списке Проблем аиста первой – поиск вкусных лягушек. И ничего – про коньки!

Я хотел изучать новое "наперегонки". Каждый день - познавая столько, сколько можешь осознать. Но обучение по графику с расчётом на успевание слабейших (принцип начальной и средней школы) – меня устраивало только с условием оперативного получения знаний и на интересующие вопросы.[9]

Но и "факультативов" в нынешнем понимании – не было в 50-х. Хуже того – школа навязала мне долгое начальное "изучение" чтения и письма, которые мне были уже известны. Поход в первый класс чуть не обернулся войной[10], какой совсем недавно ещё закончилось моё знакомство с "детсадиком".

И в последующие годы я "с головой" уходил после обязательных школьных часов - в "кружки" – во Дверец Культуры Химиков (до весны 1963 года[11]) и с 1963 - во Дворец Пионеров. Там одному и тому же занятию могли вместе обучаться разновозрастные дети. Там можно было учиться с любым самоускорением, догоняя начавших учиться раньше, обгоняя сверстников и даже - старших. Там не бранили отстающих, не ставили "двойки" и не выгоняли слабых. Там помогала и вдохновляла сама обстановка занятий, дух сообщества.

Кто не понял прелести этих видов образования и не удосужился их сохранить в реформах страны и общественных отношений – не понял в жизни ничего!

Почему, например, в общем хозяйстве города кабели и трубы разных служб нельзя провести в одном тоннеле, в одной траншее, с наибольшими эксплуатационными удобствами, с общими усилиями к охране?

К продолжению - 2.6. Тротуар без асфальта и грязи

Вернуться в начало к оглавлению

1954-2004, к пятидесятилетию начала сборника Безумных идей ХХ века от Маленкова С.К.

К международным событиям

К общероссийским событиям

МЭРзости жизни \ Статьи от ДомЖура

Полезные ссылки \ Нормативные акты

Календарь архива публикаций \ Другие темы

журналистика Маленкова С.К. \ Статьи Маленкова С.К.

Фоторисунки \\ фотогалереи \ Творчество Маленкова С.К.

о событиях в Москве \ Рекорды Маленкова С.К.

Книга 1. Дума о Думе

Книга 4. Выборы и избранники

К сборнику №3 "Северный флот"

К сборнику №4 "Вечные студенты"

К сборнику №5 "Электронная Россия"

К архиву изданного \\ ГОСТЕВАЯ книга

Доска объявлений нашего сайта

Книга 7. О демосе демократической страны

К сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы"

К сборнику №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра"

Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ

Страничка НОВОМОСКОВСК \ Безумные идеи ХХ века

К оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива"

Тематический перечень идей Маленкова С.К. \ Форум

Партнёрские сайты: www.bigherald.narod.ru \ www.fogrin.narod.ru \ www.kuzma.uniqum.by.ru \ www.nik-kozlov.narod.ru \ www.pu22.narod.ru \ www.santaelena.strana.de \ www.uniqum.strana.de \ www.uniqum.by.ru \ www.president4rf.narod.ru \ www.prezident16.narod.ru \ www.promote.uniqum.by.ru \ www.promote_ub.uniqum.by.ru \ www.superuniqum.narod.ru \ www.teach2teach.narod.ru \ www.vno.narod.ru \\ www.golova1-2006.narod.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod.ru \ glovanova.moikrug.ru \ www.andrumos.narod.ru \ www.bychkovavg.narod.ru \ www.dkhroshin.narod.ru \ www.evdokimovagn.narod.ru \ www.leaders-club.narod.ru \ www.orlik08.narod.ru \ www.radiozov.narod.ru \ www.strogino-m.hoter.ru \ www.tat-indrickova.narod.ru \ www.uniqum-star.ucoz.ru \ www.uniqum.hoter.ru \ www.vtchistov.narod.ru \\ www.andrumos.narod2.ru \ www.bigherald.narod2.ru \ www.bychkovavg.narod2.ru \ www.dkhroshin.narod2.ru \ www.evdokimovagn.narod2.ru \ www.fogrin.narod2.ru \ www.golova1-2006.narod2.ru \ www.golovanova-prasckovya.narod2.ru \ www.leaders-club.narod2.ru \ www.nik-kozlov.narod2.ru \ www.orlik08.narod2.ru \ www.president4rf.narod2.ru \ www.prezident16.narod2.ru \ www.pu22.narod2.ru \ www.radiozov.narod2.ru \ www.superuniqum.narod2.ru \ www.svistok.ru/users/uniqums \ www.teach2teach.narod2.ru \ www.tat-indrickova.narod2.ru \ www.vno.narod2.ru \ www.vtchistov.narod2.ru \ Маленков С.К. на litprichal.ru \ форумы Маленкова С.К. \ Форумы по проблемам Строгино \ Уникум в odnoklassniki.ru \ malenkov-semyon.moikrug.ru \ uniqum в БлогБастере \ Стихи Маленкова на stihi.ru \ блокированы и\или стёрты blogs.mail.ru/bk/uniqum-1 \ www.infoline.ru/g23/9740 \ www.malenkov.by.ru \ www.ostrov.net/uniqum \ www.rekordymsk.pochta.ru \ www.ru.net/g23/9740 \ www.stagger53.ucoz.ru \ www.uniqum2005.pochta.ru \\

ã Фонд гражданских инициатив Ò, МО МОИП, 1993-2010

ã Маленков С.К., член международного Союза славянских журналистов, главный редактор журнала Гражданская инициатива

Ссылка на сайт, автора книги и идей, на публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке – обязательна.

Коммерческое переиздание без согласования с автором и редакцией – запрещается.

Гражданская инициатива – журнал об отношениях в обществе. Индивид и государство, права и гарантии, преступления и наказуемость, армия и мир, воин и закон, сила и право, самоуправление и самообразование, заказчик и служащий, декларации и правила без дыр, бедность всё создающих и богатства их использующих, собственность и бизнес, справедливость большинства и достоинство гениев  Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка

и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками)

Ждём отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков, руководителей стран и парламентов,

влиятельных и простых людей.

Наш адрес: 123458, Москва, ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 

E-mail: fogrin@rambler.ru

Предупреждение: Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.

Использование адресов электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного

мусора будет наказываться.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ruAddWeb.ru - раскрутка сайта, 
продвижение сайтамагазин продвижение - AddWeb.RuЯндекс цитированияКаталог сайтов OpenLinks.RU

обновление 01-09-2010mb

 



[1] Я видел книги с такими названиями (обо всём), но это говорило о наглости претензий и обмане

потребителя, т.к. их толщина говорила, что обо всём в них написать не могли. Это не уместится в одной

квартире.

[2] Когда я был ещё студентом, я предлагал издавать книги по принципу матрёшки: первая часть – заголовки с

указаниями тома и страниц рассказа различной сложности и подробности. Таким образом - об

автомобиле, например, можно было бы рассказать для "детсадника", школьника разных уровней,

студента, продавца, специалиста сервиса или проектировщика.

[3] В школе я мечтал об уроках с ответами учителей на вопросы школьников. Сверх запрограммированного

учебниками. Потом это стало называться факультатив и кружок, запоздало лет на пять. Но появилось.

Полезно желать и подталкивать взрослых в полезном направлении.

[4] Хотя мой учитель физики в старших классах школы – Николай Козлов – спас меня от провала экзаменов в

ВУЗ, т.к. говорил, что физика не бывает для учёных, школьников и домохозяек. Она – Физика! Об этом

сказано в повести "Уникум, мечтавший о Безработице".

[5] Почти то же, но по календарному признаку. По типу археологического среза по времени раскопок.

[6] Школьные прграммы пытаются заложить такой начально-обязательный кругозор. А это мало для одних и

непосильно для других. Усреднение неэффективно для общества в целом. Но в дальнейшей жизни

государство напрочь теряет задачи непрерывного совершенствования своих граждан. В стране, где всё

решает большинство, такая масса со "средним" кругозором начинает подавлять "высунувшихся",

особенно в самом начале возвышения над ними. Принцип "быть как все" без приоритета на непрерывное

самосовершенствование – тормозит и разлагает общество.

[7] Большинство "специалистов" я бы сравнил со столбом или с кустом на холмике, а не с горными

вершинами познаний.

[8] В аттестатах должны стоять списки оцифрованных "частей познания" наук, профессиональных навыков.

[9] Этого в системе Образования не внедрили и сегодня, в ХХI веке! А все десять лет учёбы я время от

времени посылал "наверх" вопросы – не соизволят ли утвердить хоть 1 час в месяц "ответы на вопросы

учащихся", которые не ограничивались бы рамками школьной программы? Нет, не соизволили.

[10] Из семейных преданий я знал, что мама за один год окончила два класса начальной школы, потому что ей

просто повезло с учительницей. Та не говорила о графиках программы обучения, а вкладывала в

ученика столько, сколько он (с азартом!) мог впитать.

Трудные времена разрухи после гражданской войны требовали работы всех способных на это – и в семье, и

на заводах, и в поле. Девочки должны были прясть – по традиции, но и в поле приходилось, и со скотом

трудиться. Марусю забрали из школы – по семейной нужде, а потом не учили уже никогда. Всё, что она

знала сверх тех 2-х классов, - были "университеты жизни".

Мне не повезло на школу и большинство учителей. Шагать с опережением класса было запрещено.

Бросить такой класс – тоже. Выбирать учителя – тоже. Мощный тормоз для потенциально более

успешной части общества. У власти над Образованием и Наукой – были не умнейшие.

[11] Пятый класс я закончил в школе № 12 г. Новомосковска-1 (Северного, построенного в 30-х годах), а 19

мая 1963 года прямо с парада в честь Дня Пионеров, проходившем в Новомосковске-II (Южном, более

молодом и в 12 км от прежнего), я пришёл уже на новую квартиру в д.26 по ул. Коммунистической, куда

переезжала семья в это утро.

Hosted by uCoz