Жизнь во лжи
Часть I |
Часть II |
Часть III |
А что
делать с нынешними депутатами? Прежде
всего – привлечь к ответственности за обман и соучастие в мошенничестве, к
возмещению причинённого ущерба. Из
тех. кто действительно не понял моих
предложений, – я бы после тестирования на "детекторе лжи"
аттестовал на профнепригодность к такой деятельности, подобрал бы им работу
по силам. Желающим
работать в роли представителя граждан – надо дать возможность получить дополнительное образование в
этой сфере. Но работать по новой профессии можно только тогда, когда тебя на
эту роль выберут.
А впредь и выдвигать кандидатуры надо только из профаттестованных. Надо
переголосовать отдельно на референдуме каждую основную демократическую
декларацию, чтобы она приобрела действительно правовую силу и стала базой
будущего законодательства. Надо
проголосовать каждую норму права, которую мы согласны временно использовать
до внедрения новых механизмов обеспечения легитимных правовых деклараций. На
период перехода власти из плутократии к демократии в стране придётся объявить
мораторий на преступную деятельность и карать за неё максимальными сроками
изоляции и величинами компенсаций. И этот особо благоприятный
режим не мошеннической, а настоящей
перестройки к демократическому управлению, должен быть поддержан и
обеспечен всем сообществом развитых и прогрессивно настроенных государств. компромиссным предложениям? Читатель найдёт у меня
немало как бы менее целостных предложений, как бы выпадающих из чёткой
системы, комбинированных и компромиссных. Как относиться к ним? Напомню, что цикл моих публикаций
и публикаций обо мне зародился в виде хроники, иллюстрирующей условия
появления отдельных идей, причины их якобы
поражений. На самом деле и показ временных поражений – это обобщение
опыта, предупреждение потомкам, но их обобщение в одну работу, в одну цепь
событий и мысли – вот главное в уроке и в энциклопедировании для
современников и потомков. Ведь на одном отдельно взятом документе тех лет эту линию моих мыслей
обосновать трудно. А с их утратой при отношении к временным документам
и переписке – тем более. Ещё труднее без моих пояснений оценить
конъюнктурность отдельных предложений, когда целью было порой не принятие предложения, а хотя бы обсуждение его и
рейтингование, публикация, встраивание
в проводимые реформы и изменения нормативных актов. Попытка встроиться в
кривые реформы вела к искривлению и обрезанию части моих идей. Показ моих
полных идей часто вёл к обратному эффекту[1]
– к отказу включить их даже в планы обсуждений, что вело к их потере,
т.к. в документах сессий Моссовета и Верховного Совета оставались лишь
проекты, включаемые в повестки дня для голосований. А электронные регистрации
в компьютерах периодически подтирались или
обнулялись под видами "глюков" техники, аварий. Одновременная публикация,
надеюсь, не запутает читателя, но оттенит компромиссы от более цельных и ценных моих предложений. И середина 90-х была
похожа на финишную черту здоровья и моих
физических сил, когда надо было успеть
сказать наиболее важное из необъятного накопления опыта и предложений. И болезнь немного отступила. Мне отпущен более полный
срок. И я теперь надеюсь увидеть не только более полные публикации моих идей,
но и их внедрение. Однако,
не все мои компромиссы были неприемлемы для осуществления моих полных идей. Например,
при полном правовом абсурде законов страны из-за нелегитимности их принятия с
позиций декларированной демократии, они всё же принуждали к определённому порядку отношений, и видоизменять их
было менее опасно, чем объявить полное неповиновение им. Только
надо признать вынужденность и временность использования этих условных правил, но
не признавать их Законом, правовой нормой. Я был автором
первого правового эксперимента в СССР, в Москве. Из него получился Закон о
местном самоуправлении. Почему бы по этой схеме правовых экспериментов (для
реализации уже декларированных в Конституции норм), не реализовать механизмы исполнения демократических деклараций на
ограниченных территориях, чтобы затем распространить их на иные регионы
государства до полного обеспечения демократических правоотношений в стране? Разница
может быть только в последовательности и комплексности внедрения моих предложений. От одних мошенничество с выборами и
законами прекратится сразу, а при других – продлится с попытками реванша
мошенников. Например,
работе "депутатов" – грош цена, но выгодные правила нынешнего мошеннического
законодательства легко переутвердить их методом референдума населения,
исключив из них условия безнаказанности правонарушений. В
Москве избирательные
участки расположены,
в основном, в школах. А они могут быть все оснащены хоть одним компьютером, связанным с "избирнет" – сетью
типа "интернет" для открытого
(для желающих – и тайного) голосования. С набором в качестве пароля – личного
кода (например, "цифровой подписи", части анкетных данных, №
счёта в банке, сканирование рисунка кожи пальца или радужки глаза…). Я отдал бы предпочтение сканированию
кожи с опознанием параметров крови.
Но важно внедрить любую надёжную идентификацию, доступную и
удовлетворяющую оппонентов. Голосования
в школах и учреждениях с ЭВМ можно проводить, например,
в каждую пятницу и субботу с 15 до 20 часов, практически не мешая
работе школ и контор. Рекомендую
периодический просмотр Тематического Перечня идей
Маленкова С.К., в который сводятся идеи из разных публикаций
электронного журнала "Гражданская Инициатива", www.uniqum.ru . Частые
автоматизированные голосования с
возможностью контроля гражданами общей статистики и своего "голоса" в ней, жёсткие наказания
за фальсификации, – будут первым приближением к практической демократии, дадут оперативные и практически
достоверные "рейтинги" в противовес
сомнительным гадалкам-журналистам и социологам "на анонимных
выборках". Для организации таких участков миниреферендумов годятся и уже
списываемые поколения ЭВМ (386, 486, Пентиум 1-2-3) и модемов. Такие
голосования легко организовать в городах-миллионниках, начиная со столицы. Для других регионов легко применить поимённое
(для начала – рейтинговое) голосование на бюллетенях в газетах со сдачей их
после заполнения – в Управы местной власти. Поимённые голосования трудней (и опасней)
фальсифицировать. Частое голосование невыгодно
фальсификаторам, статистически выявит подделки и сделает их
трудоёмкими. Для
части населения, имеющей своё мнение и убеждения, высказывающих их,
открытое голосование и возможность контроля учёта
своей позиции в решениях власти – великое благо. С
желанием нерешительных и трусоватых (да и нечестных) прятать
своё мнение –
мы можем и должны пока считаться, но не должны терять из-за них своё право на открытый голос и
контроль. Поэтому абсолютно тайные
и легко фальсифицируемые сегодня голосования должны быть заменены комбинированными – открытыми
или тайными, по желанию голосующего. Бюллетени и списки с
результатами должны храниться в госархивах на протяжении жизни нескольких
поколений. Рейтинги
по голосованиям должны определять и включение проблем в перечень для
устранения проблем, и – оценки отношения к проектам их
решения. Кто
не способен открыто и поимённо принять решения для
своей жизни в
стране, тот будет принуждён жить по законам мошенников и трусов. И предлагаемая мною
система – много оперативнее и дешевле сегодняшних избирательных компаний (и
при сомнительной достоверности и правовой фиктивности нынешних
"выборов"). Обоснование
"опыта" нахождением претендента на каких-то
постах прежде и без отчёта о его
конкретных достижениях и просчётах (ближе к профилю будущей работы – правозащита и правоведение) – должно мешать выдвижению и
избранию аферистов. Жаждущие же честной правовой деятельности должны
бесплатно (для них) обучаться правоведению. Всегда будут люди, нуждающиеся в представительстве и в защите их
интересов. И не только малообразованные и больные, но и занятые
иной проблемой, работой. А потому очень долго будет жить и институт депутата-законодателя. Но
депутат
должен стать иным по сути. Депутаты, избранные даже большинством на своём округе, должны представлять только своих конкретных избирателей, должны иметь
полномочия
экспертов, определяющих главные проблемы страны и округа,
предлагающие предпочтительные их решения. Но они
могут выступать только от имени делегировавших им свои
права. А решения должны принимать все заинтересованные жители, граждане,
принимать референдумом, как положено по закону, полностью сами
осуществляя свои властные полномочия. За
исключением тех, кто полностью передоверил эти права депутату. Таким образом, депутат и
адвокат будут отличаться в защите граждан тем, что адвокат только использует
правовые нормы,
а депутат-законодатель
вправе предлагать новые и участвовать в их создании. Выражать мнение за
неизбиравшего его гражданина – депутат не вправе. Тем боле не вправе – за голосовавшего против
него. Это "право" ныне – прямые
формы фальсификации и мошенничества. При сомнениях в
соответствии своего выбора – поручению избирателя, депутат должен обращаться
не к фракциям и партиям, и тем более не к
лобби, а к источнику своих полномочий, к конкретному
избирателю. Голосов
у представителя должно быть столько, скольких граждан он представляет. По разным поручениям разных лиц депутат должен
голосовать по-разному, но в соответствии с
поручением, не "усредняя" их, не оказывая давление на
представляемое им лицо. "Депутатские" нынешние
многочисленные "согласительные" комиссии,
"договора о согласии" – кривые зеркала коррумпированных и
театрализованно-криминальных отношений. Согласие
надо искать не с фракциями, а с мнением народа, который может делегировать
полномочия настоящим депутатам, но никогда не должен подменяться ими. Когда "за"
голосуют малые приверженцы партий, меньше половины страны, значит,
правильного решения нет. Спросите остальных – как изменить решения. Сделайте
рейтинг всех предложений "плебисцитом", референдумом! Если годами Перечня проблем – нет, перечня виновных и наказанных – нет, перечня
предложений и изменений – нет, сроков работ
нет, – то работники-депутаты похожи
на сообщников преступников! А работники нынешние – наглые,
преступные и их самоназначенная зарплата в тысячи раз больше пенсий обманутых
ими граждан, т.к. они назначают оплату себе сами из народного кармана без
спроса мнения народа-заказчика! А штат их сытых "аппаратчиков" – переполнен! Зачем же народу содержать
мошенников? В демократии прямое
гарантированное Конституцией участие каждого в управлении государством
(особенно – в создании его законодательных основ) точнее всего исполнимо
только поимённым референдумом. Да где же вы видели
преступного чиновника за работой по саморазоблачению?
Референдум
дома, двора, квартала, района народ должен инициировать сам. Выставили суммы проблем и
предложений их решения, проголосовали и – дайте чиновникам на исполнение. Но
по контракту с реальной ответственностью за возможность причинения вреда! Необходимо
срочно восстановить понятие народный суд, соответствующее
конституционному праву народа самостоятельно участвовать в управлении
государством и совершении правосудия. Криминализованная система правления и
правосудия сама себя наказывать и исправлять не станет. Но конечно, этот новый
народный суд должен быть народным, проводимым
по правилам референдума, а не быть псевдонародным судом советского образца –
судом чиновников над народом. В законе должна быть норма, автоматически
запускающая общенародное голосование референдумом
при любом невыполнении закона депутатами, Гарантом или судом. Формулировки
для голосования должны дать заметившие правонарушения и\или спорящие стороны. Должен быть предусмотрен бюджетный фонд для этих операций и исполнительный орган, запускающий
голосование референдума при получении документа-сообщения о правонарушении (через интернет, факс, телефон, СМИ). Должен быть кадровый фонд безупречных исполнителей закона, специалистов в разных профессиях, способных
работать по контракту с полной ответственностью за ущерб от их работы. Наказание за неисполнение ключевых гарантий
права должно быть наивысшим. Основные нормы
права, решающие федеральные и местные законы должен принять сам народ. Местными сходами,
подписными
листами, референдумом – возможно, сначала на территориях местного
самоуправления. Но обязательно довести до внедрения в высшие законы страны. Нормальные
люди давно должны были потребовать
кризисной меры, вызванной
заслуженным недоверием к посредникам (тем более ещё и
фиктивным посредникам), потребовать исполнения своих прав по Конституции, то есть
принятия законов не депутатами, а
референдумом,
назначения на должности чиновников референдумом, вычёркивая из претендентов всех,
получивших обвинения в преступлении. Давно надо ввести в стране Культ
Личности. Культ Честной Личности! В рамках
демократических законов и прав, без
сверхполномочий для злоупотребления властью. Надо обращаться к народу за изъявлением мнений и предложений, обобщать их и
вновь выставлять на всенародное голосование, на референдум – не только список кандидатов в
депутаты, а список (и тексты) всех или лучших законопроектов и решений
проблем попунктно (см., например, ст. 3-2
и ст. 3-3, 32-1 и 32-2 Конституции РФ 93 г.), не обрекая их
на "подковёрный" делёж среди лобби и фракций. Надо постоянно помнить (и
иметь в исполняемом законе!), что все споры у депутатов-законодателей
(если они законно получили делегированные гражданами права) решать должны не фракции, не партии
(которые могут быть хороши для координации мнений
и проектов), не лобби олигархов и чиновников правительства, а их
прямые поручители и высшая
конституционная инстанция власти –
народ. Для конкретного депутата главный заказчик его работы – его избиратели. К ним он должен обращаться за координацией своих действий, а не к
партиям и фракциям. У депутата есть
(или могут быть) делегированные народом, но не абсолютные права. И при всех сомнениях и спорах защитник интересов
доверителя (депутат) должен обращаться за мнением или распоряжением к своим доверителям, не
отнимая права доверителей (избирателей) самим принять решение, не подменяя их. Депутат – представитель гражданина в защите его
интересов. Эта формула привычна для судов и размывается в применении к депутатам
до полного отсутствия реальных функций активной защиты. Эта моя формула
правозащитной деятельности депутата, она ближе к статусу и
работе адвоката.
Депутат
– это адвокат
групповых прав и интересов. Но депутат –
разновидность защитника прав "третьих лиц" и прямого доверителя-избирателя. Моя формула шире привычных понятий,
точнее их и отсутствует ныне в законах. Значит, моя формула должна срочно
войти в Закон! Вот эту формулу "парламентаризма" я предлагал Моссовету и Верховному Совету, МосгорДуме и ГосДуме, членам
Совета Европы. Но парламент, как инструмент подмены прямой демократии, как инструмент
узурпации власти – я отвергаю. Мир погряз в узурпированном правлении малой части – большинством[2]. А это всегда сопровождается
страхом, насилием, угнетением. Ещё грубее – правление меньшинства сильных или правление
богатых. Демократия должна подавлять только центры общепризнанного зла.
Народы давно преодолели невежественный страх
перед знаниями, осудили инквизиции, осознали использование народных
инстинктов для реализации частной власти. Нужна локальная
реализация правил народовластия с добровольным расширением её в регионах. Народовластие
легче осознаётся с локальных групповых решений, сходов местного
самоуправления, местных референдумов. Их правила и технические возможности –
надо развить до межрегиональных и общегосударственных. Нынешние правила выборов и
правления – направлены на исключение
решений народа, на подмену их властью чиновной мафии. Только желание
нынешней власти осуществлять властные полномочия при любом проценте недоверия, желание "протащить" в законы
нововведения, которым сопротивлялся народ, – отражено, например, в понижении
процента явки на выборы и в понижении процента голосов "за" при
избрании. При
этом ясно, кто
не участвовал в выборах, – не делегировал своих прав
никому.
Но кто
делегировал и кому из участвовавших ныне? Можно
ли избранному рейтингом предпочтения считать себя представителем всех
голосовавших?
Нет. Псевдодепутат не получает конкретных
полномочий ни от кого. А ведь считать себя
депутатом от
всего округа, то есть и от неголосовавших, и от голосовавших "против" – просто идиотично! Избирательная система СССР
и нынешней Российской Федерации – типичный и многолетний лохотрон! Воздержавшимся при голосовании
должна быть возможность примкнуть к победившей схеме (подписанием условий
одного из публичных договоров или частного договора присоединения) или остаться вместе с голосовавшими "против" – самостоятельно
участвовать в принятии общегосударственных решений или с общенародным голосованием, в принятии местных решений –
местным референдумом. Или изменить свой гражданский статус[3], или мигрировать на
территории с иными правоотношениями. Иная общеобязательная схема будет обнулять права конкретной личности. Ущемляя права
конкретного индивида ради многих, государство
(механизм общества) должно компенсировать
индивиду потери переселением в близкое по интересам и правам государство-сообщество. Тюрьма или поселение внутри
государства-притеснителя – не эквивалент предложенному. Может создасться
впечатление, что мои предложения – вообще для другой
страны. Нет. Большинство моих предложений основаны на действующих законах и должны были быть
реализованы. Их просто скрыли,
"замяли". Но принятие даже
части моих предложений действительно сделали бы нашу страну другой. Они позволяют государство из стада с пастухом превратить в сознательное
сообщество
индивидов. Для непринявших решения большинства - должны быть права миграции внутри страны или эмиграции в любую
страну, где правоотношения общества удовлетворяют его понятиям и
желаниям.[4] Никого
не шокирует, например, что предпочитающие сало украинцы и отвергающие сало
мусульмане территориально (как правило) столетиями мирно живут врозь в одном
государстве. Но живущие рядом – не
устраивают гонений друг на друга. Моё правило территориального
расселения для формирования комфорта от иных предпочтений в группах населения
должно работать аналогично. Впрочем, я уже повторяюсь. Эту мою идею не утвердили
и даже не рассмотрели в пылу политических
страстей (наиболее демократично настроенные за период последних
реформ) Моссовет и Верховный Совет 90-93 годов. Нынешние "депутаты"
вообще далеки от этих идей. Они лезут во власть
любой ценой, захватывая её узурпацией. С развалом правящей
структуры – её подчинённые, привыкшие к
мошенничеству и беззаконию, продолжили свою привычную работу более
самостоятельно и размашисто. Но основы конституционного
строя в народном государстве могут меняться только
всенародным референдумом. Вместо правовых реформ в
соответствии с основными демократическими
конституционными декларациями был произведён административно-мошеннический переворот, и только доверчивые
глупцы да лицемеры могут считать нынешнее правительство и положение в стране
– легитимным, законным. Нынешнее законодательство может в каких-то местах и удовлетворять конкретных
граждан (и даже большинство), но по сути принятия (якобы от имени и по
поручению народа) – полный фальсификат. Я
считаю себя живущим в Чрезвычайном положении, и требую кризисной меры (вызванной
недоверием к посредникам), исполнения
своих прав по Конституции, то есть принятия законов не депутатами, а
референдумом – немедленного народовластия, назначения на должности всех чиновников
региональным референдумом, вычёркивая из претендентов всех, получивших обвинения в
преступлении
(и эту норму внести в законы). Надо ввести
референдумом в законы ВЕТО (запрет) на любую госслужбу для
правонарушителей. Ввести в стране Культ Честной
Личности! Уговорами ведь
оргпреступность из власти не выкуришь. Не отсекающие возможность публичной и злонамеренной лжи, – заинтересованы в ней. Они не должны иметь права избираться "во власть" и работать во властных или "силовых"
структурах, в правоохране. Кто заплатит за ущерб?
Ответчики: законодатели, МинЮст, прокуроры, Гарант. Лично должны ответить, а
не из бюджета – народного кармана. И народ только сам, на
референдуме, может исправить это положение. Чиновники, создавшие этот
"правовой беспредел" в "правовом" государстве, исправлять
и демократизировать законодательство не
будут. Будут только театрализовано обманывать народ обещаниями для
продолжения своей грязной власти. И я надеюсь, что после
Выборов-2000 и ближайшего или совмещённого с выборами референдума исход для
большинства "работников" ГосДумы, Совета Федерации, Судов и
Прокуратур, МинЮста, – должен бы быть один: вернуть народу затраченные средства, выплатить ущерб за неисполнение заказа
народа и за неэффективную деятельность депутатов и госчиновников! И,
если есть в стране хоть один настоящий депутат или адвокат, он должен
возбудить эти иски в пользу народа! Ведь общегражданское право подавать не запросы, а иски – у депутатов и других чиновников никто не
отнимал, не ограничивал! Это – эффективная общегражданская форма
защиты, даже если ты остался не просто в меньшинстве, а совсем один. Как бы не
проголосовало большинство в Совете, в Думе, во фракции или в комитете, ты (депутат – защитник интересов народа) лично можешь обратиться в суд по конкретному вопросу.
Если суд нечестен или закон ущербен, а Дума (большинством)
преступна, – ты
можешь (должен) обратиться к народу
(инициировать референдумы), помочь народу отвечать на важнейшие
вопросы для решения актуальных проблем - напрямую, без спорящих посредников. Разве – оправдание, что в России ныне нет
реальных гарантий привлечения к ответу за преступления? Что нет
ответственности за непривлечение к ответу за объявленное и даже за доказанное
преступление? Это всего лишь
дополнительное преступление! А Закон, пусть нелегитимно
принятый, но устраивающий большинство и признаваемый им, обязывает к
восстановлению законности, к
восстановлению Прав, к предотвращению преступлений, к компенсации
ущерба! Пора внедрять мои
предложения! А кто проголосует? Преступный чиновник или прикупленный лоббист-депутат? Только народ! Чутьё и интересы
трудового большинства олигархи не купят! И в этих случаях право народа по Конституции самому
принимать решения, реально устанавливать нормы власти и реально осуществлять народовластие –
должно быть обеспечено! Экспериментов с
фальсификацией декларированного народовластия или с театрализованным
присвоением общенародной собственности группой новоявленных миллиардеров –
народ и его госаппарат не должен позволять, ни один народ ни одной страны, претендующей в
своих декларациях на демократичность правоотношений в обществе. Защиту
прав народов и должна осуществлять ООН, но она ныне тоже криминализирована. Тогда
народу остаётся только путь самообороны, и как один из её вариантов – решения
своих проблем референдумами. Навести порядок
я надеялся поднятием сил народа до жажды реализации им своих прав – своими руками и делами,
до уровня реального народовластия. Надо изгнать из
правительств и ООН дураков и преступников. А затем референдумом народов стран-участниц ООН
надо принять демократические международные правила для регионов и их союзов. Прежде познакомить
читателя с образцами типичных и в то же время с конкретными преступлениями
властей периода "реформ" и лицемерного "правового" государствования,
я хочу познакомить читателя в следующей статье с моими предложениями по
организации реального самоуправления территорий. Познав
совокупность широко разосланных мной предложений ещё в период начала
"демократизации" советского общества после правления КПСС, читатель сможет представить и на реальных фактах
неслучайность антинародных и антидемократических результатов
"реформ" в России (и аналогичных преобразований в странах бывшего
СССР и "соцлагеря"). |
Конец статьи. Возврат к оглавлению статьи.
Возврат к оглавлению книги (3.е издание). (к первой версии)
Календарь архива публикаций \\ Другие темы К страничке - журналистика Маленкова С.К. |
|
Книга 1. Дума о Думе Книга 4. Выборы и избранники К сборнику №4 "Вечные
студенты" К сборнику №5 "Электронная
Россия" ГОСТЕВАЯ книга \\
Форум \ опрос №1 |
Книга 7. О демосе демократической страны К сборнику №2 Маленкова С.К.
"Государство и Мы" К сборнику №6 "Трагедия
Международного БизнесЦентра" Сборник №7 Военно-научное общество при КЦ ВС РФ Страничка НОВОМОСКОВСК \ Электронная Россия К оглавлению сайта журнала
"Гражданская инициатива" Тематический перечень идей Маленкова
С.К. Страничка Маленкова на stihi.ru (стихи) |
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2010
ã
Маленков С.К., член Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых
ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!)
посетителей!
Ссылка на сайт, автора книги и идей,
публикуемые на сайте издания при цитировании или перепечатке – обязательна.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение:
Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование
адресов
электронной и
обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного мусора будет
наказываться.
обновление 01-08-2008mb
[1]
Это
предложения по введению обязательной наказуемости каждого право-нарушения, по организации прямых электронных
референдумов по основным декларациям
права, по введению депутатства только для остро нуждающихся в
представительстве, по ведению каталога правонарушений и способов их
пресечения\наказания, по возложению ответственности за пробельность и
неисполняемость законов на юристов МинЮста, МВД и прокуратур.
[2]
У
известных мне парламентов, правительств и народов (не находящихся во власти
диктатуры) – "большевистский" способ принятия решений. Ныне
меньшинство принуждают к согласию или компромиссу. А прогрессивные и консервативные должны разделиться территориально.
Меняющие взгляды – должны иметь право мигрировать в более подходящую среду.
[3]
Смотри
мои предложения по статусу активного гражданина и пассивного жителя, лица без
гражданства.
[4]
С
сохранением (при желании) прав собственности и гражданства.