.мэйл920357для маленков.би.ру-1х1рамблер
на маленков.би.ру726301 счётчик livenet на malenkov.by.ru
Это Фиг. 1 на первой странице авторского свидетельства на изобретение.
Для меня (и КБ) это была динамически (на ходу) переключаемая зубчатая
передача. Мелкомодульные зубчатые колёса приборов – особенно чувствительны к
ударам при перемене зацепляемых пар колёс[1]. Вам приходилось ноготками переключать
редуктор часов для перевода стрелок? Но это ноготками и пальчиками, нежно
любя свои часики. А ось прибора может переместить[2] нервничающий пилот, в промёрзшей за зимнюю
ночь кабине… Я
разрешал ему (при проектировании, в инструкциях это не вписывали) ударить
ладонью или кулаком вдоль оси! Внедрение этой идеи позволило в приборах
ПЗВЭ-2 сделать 2 скорости ввода данных: быстро (грубо) и медленно (точно).
Ведь установить (задать) высоту полёта предстоящего рейса в несколько тысяч
метров – надо было на земле, до взлёта, вращая счётчик с дискретностью
показаний в 1 метр (или 1 фут)! Хотя в а.с. ничего не говорится об этом.
История эта описана в публикации "Драгоценный обесцененный
малыш". DSCN0072_1.JPG |
Целью регистрации конструкционной идеи не было явно заявлено
доказательство её динамических качеств (стойкость к ударам во время
переключения). Иначе просто её защита затянулась бы на недопустимо долгое
время. Нужны были приборы рекордного качества и полёты по ним! Хотя для
внедрения идеи в прибор это доказательство динамических качеств предложенной
конструкции было весьма актуально. Поэтому в публикации "Драгоценный обесцененный малыш" описано видение бьющихся мечей,
подсказавшее мне заточку и наклон поверхностей торцевых зубьев (см. другие
иллюстрации). Без этой оговорки малопонятно, зачем нужно разнообразие
заточки и наклонов ударяющихся рёбер торцевых зубьев. Хотя после
испытаний и дополнительных расчётов можно было бы остановиться на применении наивыгоднейшего сочетания. Но у меня не было для
этого времени. Мне свалили сопровождение слишком большого количества
проектов, за каждым из которых стояло благополучие самолётов и пассажиров. Эта схема условно показывает возможность одного из колёс двигаться на
валу до столкновения с другим и соединения внешними зубчатыми венцами. Тут
можно вообразить включение и выключение передачи. Но для показа
функции ПЕРЕключения колёс надо бы публиковать картинку с тремя осями,
где колесо 5 на валу 2, выйдя из зацепления с колесом 8 на валу 1, должно
войти в зацепление с третьим (не показанным) колесом. Эксперты посчитали
такую картинку лишней. Однако на практике для такого переключения у колеса 5 должны
быть заточены торцы зубьев внешнего венца и с другой стороны (слева)[3], если третье колесо – левее. Если оно
правее колеса 8, то для возврата в зацепление с колесом 8 понадобится заточка
зубьев внешнего венца со второго торца и на колесе 8. Но мне некогда было
оспаривать достаточность иллюстраций с экспертами, чтобы не затягивать
регистрацию идеи (и её внедрение). А после регистрации эксперты ничего
изменять не любят, чтобы не вызвать нарекания своего начальства…[4] На этой иллюстрации грани торцевых зубьев и их оси – условно
параллельны, хотя из описания идеи это – не обязательно и даже полезна их
не параллельность, дабы вызвать реакцию доворота колёс, показанную
на фиг. 9. Создание
реакций доворота без разрушения колёс в течение нескольких лет эксплуатации –
смысл предложенных конструкций. Простота технологий их получения –
дополнительная ("копеешная") выгода[5], а не основная. Цена и быстрота получения
зубчатых торцев колёс были очевидны после словесного описания, совпадающего
со способами изготовления пальчиковой, дисковой и
червячной фрезой[6], показанными в практике изготовления и в
образцах. Это означало на возможность патентования и способов изготовления[7], но КБ не захотело тратить время, а меня
"загрузили" до отказа от попыток дополнительного патентования. Мало кто из конструкторов реагирует также
на то, что упорный буртик колеса на оси 3 дан слева, а направленные влево
усилия переключения должны понуждать ставить его справа. Ошибки нет. Я хотел
подчеркнуть малость усилий взаимодействия по сравнению с усилиями
прессовой посадки колеса на оси. И малость усилий удара и переключения
достигаться должны именно комбинацией формы и
наклона рёбер торцевых зубьев. Тогда кроме лёгкости доворота колёс до
зацепления внешними венцами - не возникало вмятин, "заусенцев" и
"наклёпа" поверхностей – предпосылки к их царапанию,
"усталости" и выкрашиванию. Подвижность нижнего колеса на картинке (фиг. 1) условно показана шлицевым
соединением и буртиком для его перемещений. Но практически шлиц – плохое
решение, т.к. сочетание зазоров и ширины колеса вызовет дребезг при ударе
колёс. Реально в ПЗВЭ-2 в подшипниках скользила вдоль вся ось, имевшая
узел фиксации перемещений. Это будет показано на дополнительных
иллюстрирующих фотографиях. Люфты конструкции могут как гасить дребезг,
так и множить его. На это влияют и применённые материалы, и геометрические
размеры конструктивных элементов. Это отдельная проблема для каждой
конструкции. Грубая графическая ошибка на фиг. 1: в левом
подшипнике на оси 2 (нижней) верхний разрез внутреннего кольца заштрихован не
в ту сторону. Корректоры не заметили. На понимание работы устройства это не
влияет, но студент бы поплатился… Вернуться в "Драгоценный обесцененный
малыш" \ к титульному листу а.с. \ к 1 стр. описания а.с. \ к стр. 2 а.с. \ к стр. 3 а.с. \ к стр. 4 а.с. \ фиг. 1 \ фиг. 2 \ фиг. 3 \ фиг. 4 \ фиг. 5 \ фиг. 6 \ фиг. 7 \ |
1986 - 18-12-2006 – 20-летию
преступления ради нового взлёта Аэрофлота |
Возврат в Безумные идеи ХХ века Возврат к НОВОМОСКОВСК |
||
Статьи от ДомЖура \ Другие темы |
Календарь архива публикаций \ "Импичмент по-русски" К страничке - журналистика Маленкова С.К. |
|
Книга 1. Дума о Думе Книга 4. Выборы и избранники К
сборнику №4 "Вечные студенты" К сборнику №5 "Электронная
Россия" Статьи Маленкова С.К.
\\ Форум |
Книга 7. О демосе демократической
страны К сборнику
№2 Маленкова С.К. "Государство и Мы" К
сборнику №6 "Трагедия Международного БизнесЦентра" Сборник №7 Военно-научное
общество при КЦ ВС РФ К
оглавлению сайта журнала "Гражданская инициатива" Страничка НОВОМОСКОВСК \ Безумные идеи ХХ века Тематический перечень идей
Маленкова С.К. Страничка Маленкова на
stihi.ru (стихи) |
|
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2010
ã
Маленков Семён Кузьмич Ò, 1954 – 2010, член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых
ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками)
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна.
Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран
и
парламентов, влиятельных людей и простых граждан.
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31
\ Skype:
uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение:
Почтовые адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет
наказываться.
обновление 01-09-2010mb
[1] В повести "Капризный новичок" описан сюжет моего первого столкновения с таким проектом –
электромагнитной переключающей муфтой Якубовича М.А., нигде больше не упомянутой в литературе,
но заимствованной для многих приборов до чести быть включённой в Стандарт Предприятия (СТП), но
уже после изменения мной!
[2] В этом приборе это было ручное переключение почти при отсутствии вращения оси. Допустимые скорости
вращения для сохранения прочности зубьев – надо рассчитывать.
[3] Эксперты видели действующий макет редуктора ПЗВЭ-2 с двусторонне заточенными зубьями
переключающего колеса (с двумя торцевыми зубчатыми венцами у внешнего "цилиндрического"
зубчатого венца).
[4] Публикация изменений всегда воспринимается как исправление ошибок. А улучшения включают уде в
дополнительные изобретения. Если на это хватит здоровья автора.
[5] Для патентной формулы и для соблазна внедрения – это важно. Ведь найдутся мудрецы и для усложнения
изготовления. И для оправдания невнедрения из-за этого.
[6] Сама идея позволяла нарезать торцевые зубья всеми известными способами, включая строгание,
долбление, шлифование, фрезерование. Но в мелкомодульных приборных и часовых зубчатых
колёсах строгальные и долбёжные станки не применялись. И проблемой была зачистка "заусенцев"
на зубьях (дабы они не отскочили и не создали проблем в эксплуатации прибора). Для этого длина
торцевого зуба задавалась более высоты зуба внешнего венца. Эта часть – для расправы с
образовавшимися заусенцами, уродующая зуб.
[7] Государство могло заработать на лицензиях или на изготовлении патентованных образцов техники.
Потеря выгоды –
преступление и по советскому праву, и после. Новизна
тут была в возможности
получения торцевых зубчатых венцов одновременно с внешним зубчатым венцом (этого тогда
одновременно не делали, в справочниках не было примеров получения и областей применения).